Модные аксессуары - это бесчисленные модные мелочи, которые, однако,
точно так же как силуэт и цвет характеризуют стиль одежды данной эпохи.
Оглядываясь на историю моды, видим, что многие предметы, являющиеся
теперь для нас само собой разумеющимися с практической точки зрения,
когда-то были обязательными и дорогостоящими аксессуарами, без которых
нельзя было появиться.
Историю аксессуаров невозможно полностью
изложить, потому что их существует слишком много. Каждая эпоха создавала
собственные «игрушки». С XII по XVII век, например, ручное зеркало и
зеркало для сумки являлось обязательной принадлежностью дамы; его носили
на шее, на золотых цепочках или у пояса, вставляли в веер, вправляли в
рамку из черепахи, слоновой кости, позолоченного серебра, с миниатюрами и
гравировкой. Только с изобретением способа получения зеркального
стекла, когда появилось большое количество больших стенных зеркал,
маленькие зеркала в некоторой степени вышли из моды. Сюда же относятся
флаконы, сосуды для духов и нюхательной соли, зубочистки, часы, ситечки,
которые в то время дополняли картину моды.
Антука (ел tout cas) - название солнечного зонтика около 1870 года, который также использовался и во время дождя.
Блошиный мех — использовался в XVI веке, и его можно видеть на
портретах того времени. Чучела соболей, куниц, хорьков и ласок должны
были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а
также держали в руке. Блошиный мех богато украшался. Герцогиня
феррарская получила в подарок от своего мужа соболя с золотой головой,
украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами.
«Вог» {Vogue}, 1928 г. Солнечные зонтики тридцатых годов имеют различную
форму и узор. Справа вверху — солнечный зонтик китайского типа. У
солнечных зонтиков делается ручка с утолщенной рукоятью.
Боа — длинный узкий шарф из меха или страусовых перьев. Был особенно
моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже столетий. Название получил
от королевских удавов — boa constrictor.
Бомбилатка -украшения на чепцах из стекла, олова, латуни, стеклянных
шариков, цепочек и под. Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные пуговицы,
которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога
Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое
распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение
камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на
жакетиках, мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида
используются на мужских домашних пиджаках и халатах.
Бретель (bretelle) - украшения из лент или тесьмы, которые были модны в
мужской одежде в XVIII веке, когда к брюкам носили короткие жилеты.
Бурс (bourse) - французское название кошелька или сумочки для туалетных
принадлежностей. Так назывался также мешочек для волос около 1730 года.
Из модной газеты. Платье для прогулок из двух частей: поверх полосатой
юбки носится еще одна, более короткая, одноцветная; солнечный зонтик
обтянут кружевом.
Веер — приспособление для овевания и охлаждения лица. На Востоке он
известен уже в глубокой древности. Здесь веера изготавливались из
пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых
перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского
сана, в Японии - символом военной власти. Веера были известны и античным
народам. В Европе стали обычным женским модным аксессуаром с конца XVI
века. В это время в Европу с Востока приходят складные веера,
используемые до нашего времени. Барокко вводит в моду разрисованные
веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или павлиньми
перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились
великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой
костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром.
При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале;
дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо
веера проникли в моду горожан. Как аксессуар бального туалета он
удержались в Европе до сих пор, однако, не имеют такого значения, как на
Востоке, где до сих появляются принадлежностью костюма для
торжественных случаев.
Вентарола - итальянский веер XVI века. Предмет роскоши, который был принадлежностью туалета невесты.
Искусственные цветы - были известны еще египтянкам в 3000 г. до н. э.,
от них научились их делать и гречанки. Римлянки носили надушенные
искусственные цветы из бумаги и цветного шелка. В средневековой Европе
они производились в основном в Италии и Испании в монастырях для
потребностей храмов; во Франции затем это искусство стало светским, там
возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион). В конце
XVIII века искусственные цветы начинают изготавливаться промышленным
способом. В новейшее время наряду с искусственными цветами, имитирующими
живые, появляются цветы стилизованные. Форма цветов часто придается и
драгоценностям (броши, серьги).
Карман - в нашем понимании вошел в мужскую моду только в последней
трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи
Людовика XIV. Только позднее стали пришивать карманы к жилетам, а затем
и к брюкам. С этого времени мужская одежда без них немыслима.
Лорнет - аристократический вариант очков с ручкой. Использовался с
XVIII века и носился прикрепленным к цепочке. Искусство обращения с
лорнетом в эпоху рококо стало рафинированной светской игрой. Лорнет и
далее оставался привилегией аристократок высшего общества.
Маска. В XVI веке из Франции распространилась дамская мода на полумаски
из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время
путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и
ненастной погоды, но одновременно также служила для кокетства во время
любовных приключений. Маску запрещалось носить в присутствии государя.
Наибольшее распространение она получила в Англии и Голландии. С XIII
века она становится уже только неотъемлемым атрибутом карнавалов.
Мешочек для денег (Geldkatze) - двойной мешочек, вязаный или густо
плетеный, с разрезом с одной стороны. В эпоху бидермейер его
использовали для денег мужчины. Крестьяне прикрепляли его к поясу.
Монокль — стекло на один глаз — пользовалось популярностью среди
дипломатов и офицеров. Его иногда вешали на шнурок, вправляли в золотую
оправу или носили без оправы. Он всегда считался предметом роскоши;
последний раз появился после первой мировой войны, в настоящее время
монокль полностью исчез.
«Ла Мод» (La Mode). 1832 г. Шляпа, украшенная перьями. Бархатное платье
вышито шелком и оторочено мехом куницы. Вышивкой украшена и муфта.
Накидка — из французского кашемира.
Муфта. Прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов,
которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды при
бургундском дворе. Меховая муфта цилиндрической формы как
самостоятельная модная деталь появляется впервые в Венеции (в «Книге
национальных костюмов» Вечелли от 1599 года есть портрет венецианской
матроны с муфтой). Из Италии муфта распространилась и в другие
европейские страны, в XVII и XVIII веках она была принадлежностью как
венского, так и мужского гардероба и считалась привилегий высших слоев;
подданым ее носить запрещалось. Женщины носили муфты не только на улице,
но и дома и в обществе. После французской революции мужчины полностью
отказались от муфты, в женской моде этот аксессуар время от времени
вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и материал. XX
век вводит так наз. Таschenmuff— муфту, которая одновременно является и
сумкой.
Мушки - женские украшения, типичные для моды рококо. Они имели
различную форму: кружков, четырехугольников, карточных мастей, а также
цветков и зверушек. Эти самые маленькие модные украшения появились как
раз в эпоху самых объемистых туалетов. Мушки «садятся» безошибочно на те
места, где контрастируют с чистым лбом, безупречно гладкой кожей,
стройной шеей или алебастровым декольте. Каждая такая мушка привлекает
взгляд на мгновение и подчеркивает соблазнительность своего окружения.
Носовой платок - как гигиеническое средство появляется гораздо позднее,
чем как модный аксессуар. Уже в эпоху Ренессанса в Италии дамы начали
носить элегантные кружевные платочки (см. фаццо-летто). Для практических
целей платок начинает в значительной мере использоваться только в XIX
веке. Моду на носовые платки в XVII веке подтверждают многочисленные
указы, запрещающие использовать их в качестве предмета роскоши.
Омоньер (aumoniere) - кожаный мешочек для мелких денег, прикрепленный к
поясу. Носили его в XIV и XV веках как мужчины, так и женщины, он
являлся принадлежностью придворного туалета при бургундском дворе.
Очки— появились в Европе около 1300 года. Однако, они были известны в
Восточной Азии намного раньше. Имея чисто практическое значение, они
очень быстро начинают использоваться как модное украшение и, подчиняясь
моде, подвергаются различным изменениям: в форме стекол, материалов,
форме и цвете оправы. В прошлом в некоторые периоды очки являлись чисто
атрибутом моды (например, популярность больших ярких очков у мужчин в
XVII веке). С XVIII века в аристократическом обществе носили лорнеты,
дипломаты же и офицеры предпочитали монокль. В середине XIX века
появляется пенснэ, после первой мировой войны, однако, оно полностью
исчезает. С распространением спорта в XX веке в моду входят
солнцезащитные очки, которые в новейшее время становятся непременным
аксессуаром летней одежды элегантной женщины.
Пенснэ — появилось в середине XIX века, очень быстро распространилось,
потому что было менее заметным, чем очки. В настоящее время почти
полностью вышло из употребления.
«Костюм паризьен», 1812г. Перчатки были неотъемлемой частью моды ампир, к
одежде с короткими рукавами носили длинные перчатки, закрывающие руку
до локтя, а иногда и выше локтя.
Перчатки — как украшение и защита рук были известны уже в древнее
время. Были найдены в египетских пирамидах эпохи XXI династии.
Первоначально перчатки делались в виде мешков, без отверстий для
пальцев, только позднее возникло нечто вроде варежки. Однако, издревле
известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки
во время работы и еды. В средние века носили перчатки (Fausihandschuhe)
без пальцев, наподобие современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной
подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьего или
воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства были богато
украшены золотом, серебром и драгоценными камнями.
Дорогая леди! Вам понравилась статья "Модный аксессуары. Веер, маска, очки и перчатки"? Поделитесь с нами своим мнением и не забудьте добавить понравившийся материал в свои закладки!